Дважды мама
В прошлом директор отдела красоты журнала Vogue, а ныне пресс-атташе представительства известной модной марки в России Лана Чесновицкая, в первую очередь, гордится своим званием дважды мамы самых замечательных на свете мальчишек Марка и Федора. О том, каково это растить и воспитывать двойняшек, и как их рождение меняет жизнь, Лана рассказала «Дочки-Матери».
Я очень долго не могла решить, о чем именно написать в статье о двойняшках. О том, что быть мамой двойняшек тяжело? Увлекательно? Беспокойно? Весело? Нескучно? Что это постоянный стресс? Радость, помноженная на два? Что двойняшек растить легче, чем погодок? Попробую написать обо всем этом, а попутно расскажу о своей семье.
У меня два сына. Мальчик и еще мальчик. Марк и Фёдор, и им через месяц исполнится четыре. Я ими ужасно горжусь. Они красавчики. Умники. Ловкие, крепкие, смышлёные, ласковые. Маленькие джентльмены, большие выдумщики, хулиганы, фантазеры, модники.
У мальчиков есть любимая няня. Няня Морика живет с нами с мальчишечьих 4 месяцев. Мне с ней крупно повезло, я доверяю ей на 100%, а мальчишки ее просто обожают. Много времени с мальчиками проводит их бабушка – моя мама. Мама с младенчества приучила детей к стихам – читала им наизусть Пастернака и Цветаеву, еще когда они были совсем крошки, и она делала с ними гимнастику. Сейчас мама потихоньку учит парней французским словам и песенкам, так что Марк с гордостью всем сообщает: «Я – француз!» и мечтает поехать с бабушкой в Прованс. Самая замечательная на свете тетя – моя сестра Веро – отвечает за регулярную публикацию фото под тегом #братьяРоги, устраивает лучшие на свете детские праздники и балует парней одеждой и игрушками. Старший сводный брат – Феликс – ему сейчас девять – мальчишечья гордость и объект восхищенного обожания. Если надо построить замок из лего, зарядить аккумулятор на электромобиле или собрать картонный домик – это к нему, он все это знает и умеет. У мальчиков есть своя комната – самая большая в нашей новой квартире. В ней море игрушек, и я (с большим или меньшим успехом) стараюсь учить малышей бережно относиться к имуществу. Все лето Марк и Фёдор – вот уже четвертый год – проводят на даче в Переделкине, а через пару дней начнут ходить в детский сад рядом с домом. Я не фанат раннего развития, но в этом году помимо обычных занятий в детсадовской группе, я планирую записать их на дополнительные кружки – «Чудо-кисточка» (эстетическое воспитание) и в футбольную секцию «Футбостарз». Надеюсь, что мальчикам понравится.
Несмотря на то, что двойняшек вокруг очень много (или я раньше не замечала?), двое детей одного возраста – это для нашего города экзотика. Незамеченными мы не остаемся! Когда я была беременной, меня все пугали. Говорили: «О! С двумя тааак тяжело! Тут с одним не знаешь, как справиться!» Или: «Бедная Лана, как ты будешь справляться с двумя мальчишками! У тебя такой мягкий характер, тебе бы девочку!» Через несколько месяцев, когда я уже гуляла с неподъемной двойной коляской в парке, меня всю дорогу (и до сих пор это продолжается, уже без коляски) сопровождали улыбки: «Ой, какие хорошенькие! Какие они у тебя разные! Как здорово, что их двое!» Или: «Я тоже всегда мечтала о двойне! Один раз родила – и отстрелялась!»
Мои мальчики, и правда, очень разные. Марк похож на папу, Федор на меня. Марк коренастый, круглолицый и улыбчивый. Феденька тонкий, мечтательный, большеглазый. У мальчиков разные темпераменты. Марк стремительный, порывистый, непоседливый, ласковый и заботливый. Федор задумчивый, хитрый, осмотрительный, самодостаточный. Марк хочет быть доктором и любит все французское. Федор обожает читать книги и очень восприимчив к словам (недаром растет в филологической семье) – бормочет целый день, пробует слова на вкус-звук, поет, сочиняет истории, болтает без умолку. Марк любит поспать утром, слывет вегетарианцем и сластеной. Федор просыпается раньше меня, предпочитает мясо овощам и – тоже сластена. Мальчишки не знают, как это жить друг без друга – они всегда вместе, заботятся, целуются, все время что-то вместе придумывают, но запросто могут подраться из-за какой-то ерунды, например, из-за малюсенькой машинки. Или из-за места на моих коленях. Но потом обычно мирятся.
Управляться с двумя детьми одного возраста, конечно, дико трудно. Особенно с младенцами. Очень тяжело вывозить из подъезда сталинского дома двойную коляску – тут одной никак не справиться! Нужна как минимум еще одна, а лучше две, дополнительные, пары рук. Кормить, одевать, купать двух детей, пока они совсем маленькие и несамостоятельные… Для всего этого обязательно нужны дееспособные взрослые. Поэтому мой совет: с двойняшками от помощи не отказывайтесь никогда! Бабушки, папы, сестры – все пригодятся, всем дело найдется.
Первые зубы, ночные кошмары, насморки, первые неуверенные шаги… не соскучишься! Когда немного подросли – прогулки на детской площадке, малыши только начали осваивать пространство, а уже везде лазают, все трогают, везде бегают – все это объективно большой стресс, фитнес-нагрузка и нешуточный челлендж. Еще: как только малыши родились, я обзавелась прочными ботинками и теплой курткой для прогулок в любую погоду (раньше у меня такого гардероба не было).
Кое-что из ухода за двойняшками сильно преувеличивают. Например, про ночной сон. Мои мальчики не просыпаются ночью и не плачут одновременно. Будто есть между ними негласный пакт о ненападении, в большинстве случаев они соблюдают солидарность. Если плачет и не спит один, второй брат выжидает и вступает в другой раз, когда первый будет поспокойней. Болеют братья вместе, но с небольшим интервалом во времени: заболевает один, а через день-два все то же самое обнаруживается у второго. У двойняшек легче проходит адаптация в детском саду (тьфу-тьфу-тьфу, чтобы не сглазить!). Мои мальчики ходили в группу полтора месяца весной и снова пойдут сейчас, в сентябре, но можно сказать, что мои страхи по поводу утреннего рева в садике были напрасны. «У тебя же есть я, твой брат!», – говорит своим детским баском Марк Фёдору, когда тот по дороге в садик сообщает, что «ему что-то грустно».
В чем-то с двумя детьми даже проще. Например, не встает вопрос, кормить по требованию или по режиму. Конечно, кормим по времени! И в младенчестве, и сейчас. И укладывать спать, и гулять, и купать – все у нас по режиму. С двойняшками вообще можно управиться только, если все без исключения соблюдают строгий режим (у нас он был практически армейский). Иначе – просто не выжить. Причем я продолжаю поддерживать режим даже сейчас, когда малышам уже почти четыре.
Быть мамой двойняшек нескучно. Постоянно чему-то учишься. Постоянно решаешь задачи, что-то делаешь, чем-то занята. Надо уметь вставлять батарейки, устанавливать палатку, делать шашлык, забивать гвозди, кататься на велосипеде. С последним, правда, у меня пока сложности – этот навык как-то прошел мимо меня в моем детстве, но зимой я планирую брать уроки, чтобы летом быть на высоте и вместе с мальчишками гонять по Переделкину на велике. К слову, выбрать самый легкий, удобный и надежный велосипед – тоже надо уметь.
Надо знать ответы на множество вопросов. А из чего кабачок? А как тормозит машина? Зачем нужна сигнализация? От какого слова «милиция»? Как работает кран? Если, вдруг, точного ответа не знаю, я быстро и убедительно его придумываю. Интересно сочинять мне, как маме, необходимо – вечерние сказки, истории «про жизнь»... В качестве награды за многочисленные «умения» я получаю искреннее восхищение в глазах своих мальчиков. Знали бы вы, как я была горда, когда сама додумалась, как зарядить два игрушечных танка на пульте с аккумулятором. Для кого-то это, как нечего делать, а для меня – достижение. А для мальчишек– повод гордиться мной. (Ну, во всяком случае, так мне кажется).
Мои двойняшки очень любят традиции и ритуалы. Хоть какие, пусть и самые незначительные, они вносят в нашу жизнь упорядоченность и дают возможность радоваться мелочам. Из наших любимых – вечернее «давай понежимся», когда мы валяемся втроем в моей кровати, перед тем, как малыши ложатся спать, и рассказываем, как прошел день. Или игра в «кто что видит»: во время прогулки (или когда едем в машине) мы по очереди называем все предметы, которые нас окружают. Или утреннее совместное умывание. Или «обнимашки втроем»: Марк целует Федю, Федя – маму, мама – Марка, а потом все втроем крепко обнимаемся. Я прямо «сходу» придумываю многие из этих традиций, и мне ужасно приятно замечать, как Марк с Фёдором поддерживают их и делают «своими».
Конечно, мне, как маме двойняшек, знакомы все те же страхи, беспокойства и переживания, что и мамам, у которых один ребенок. В отношении этих ужастиков действует правило «помножить на два» - все в два раза острее, чем, когда ребенок один. Что я делаю, когда сомнения, чувство вины или паника берут верх? Я вспоминаю про здравый смысл, о котором говорил Комаровский. Мне кажется, именно он – самое главное, чем следует руководствоваться любой маме, претендующей на звание образцовой – уж тем более маме двойняшек. Малыш плохо ест? Значит неголоден, проголодается – поест. Капризничает или закатывает истерику? Имеет право, а я – выжидаю, жалею, сопереживаю. Я, работающая мама, мало времени провожу с детьми? Да, мало, зато КАК! Включаюсь на все сто, да так, что количество неминуемо переходит в качество. Стремлюсь ли я быть идеальной мамой? Нет, пожалуй, у меня нет такой цели. Мне достаточно быть просто мамой хорошей, заботливой, выдерживающей. Быть на высоте самых лучших на свете сыновей. Просто – быть.
автозагрузку