Балетная история
Балерина. Есть в этом слове что-то притягательное и прекрасное для каждой девочки. Когда думаешь о балете, кажется, что это какая-то сказка во плоти, и вот ты уже представляешь себя на месте примы, порхающей по сцене, или кружащейся в сумасшедшем 36-ом фуэте.
Профессионально балетом начинают заниматься в 9 лет, причем этому, как правило, предшествует еще пара подготовительных лет. Что может понимать в эти годы ребенок, в состоянии ли он осознать, с какими трудностями связана судьба балерины? Вряд ли, хотя, безусловно, бывают и исключения, но все же они крайне редки. Обычно решение целиком и полностью принимают за ребенка родители. И далеко не всегда он бывает им за него благодарен. Однако, зачастую, даже бросая балет, девочки уже не в силах расстаться с творчеством. Как показывает практика, бывшей балериной быть можно, но бывшей артисткой – никогда.
Будущая звезда мирового кинематографа Бриджит Бардо родилась в Париже в 1934 году. По настоянию матери с раннего детства она постоянно занималась танцами, а в 12 лет Бриджит, обладавшая природной пластикой и грацией, поступила в Национальную академию танца, выдержав жесткий отбор. После окончания балетной школы Бриджит отправилась шлифовать свое балетное мастерство к русскому хореографу Борису Князеву, который когда-то танцевал в труппе Сергея Дягилева. Возможно, однажды мы увидели бы приму Бордо в роли Жизель, если бы судьба не распорядилась несколько иначе.
В 1950 году юная балерина появилась на обложке журнала ELLE и была замечена начинающим режиссёром Роже Вадимом. В своей книге «От звезды к звезде» он писал: «С согласия родителей, которым был знаком владелец лайнера «Иль де Франс», Бриджит согласилась танцевать для участников круиза к испанским островам в Атлантике. Несмотря на раскачивающийся пол и несколько неудачных па, прима-балерина «Иль де Франс» имела огромный успех. Ей было очень весело. Но именно после этого круиза она решила бросить балет. – Я не смогу быть балериной и вечно разлучаться с тобой».
Так, потеряв талантливую балерину, мир приобрел не менее талантливую киноактрису.
Одри Хепберн — одна из самых хрупких женщин киномотографа при росте 170, она весила всего 45 кг. Ее худоба не была генетическим даром, а стало последствием голода в военные годы, но зато она привела ее в балетную школу.
В 1945 году Хепберн переехала из Бельгии в Амстердам и там начала профессионально заниматься балетом. Позже, уже живя в Лондоне, она попадает на занятия к самой Мари Рамбер - одной из величайших танцовщиц и хореографов в истории Великобритании. Мари утверждала, что у Одри все получится в балете, с ее ростом и недоеданием в военные годы она легко сможет стать прима-балериной. И Одри, воодушевленная этим напутствием, занималась балетом до изнеможения, пока не поняла, что она для него не создана. Как-то преподаватель расскажет: «Она была чудесной ученицей. Если бы она продолжала заниматься балетом, она была бы выдающейся балериной».
Однако все сложилось совсем иначе, Одри заметил режиссер Чарльз ван дер Линден. Как раз в это время он подыскивал актрису на эпизодическую роль в фильме «Голландский язык за семь уроков». Режиссер пригласил девушку попробовать силы в кино, и Хепбёрн приняла его приглашение. С этого момента балет был забыт, и началась актерская карьера Одри.
При просмотре фильма «Летят журавли» Канны не сдерживали эмоций, аплодировать начали практически с первых кадров картины. Татьяна Самойлова с ее нетипичной внешностью, чуть раскосыми глазами и невероятной грацией не просто моментально покорила жюри, она влюбила его в себя. Фильм «Летят журавли» – всего-навсего второй в карьере актрисы – сделал её звездой. Пикассо восхищаясь ее талантом, говорил: «В глазах этой русской богини можно утонуть».
Кадр из фильма «Анна Каренина»
А ведь она могла стать профессиональной балериной. В детстве и отрочестве Татьяна долго и серьезно занималась хореографией. Она окончила балетную студию при МАМТ имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко, и сама звезда русской балетной сцены, великая Майя Плисецкая приглашала ее учиться в балетную школу при Большом театре, но тяга к драматическому театру все же оказалась сильнее. Самойлова выбрала Щукинское училище.
Балериной Самойлова не стала – их век недолог, но её актерская карьера оказалась еще короче. Татьяна много страдала от забвения и одиночества – в её фильмографии всего два десятка картин, но даже двух главных ролей – Вероники и Анны – хватило, чтобы она вошла в историю мирового кино. Самойлова пережила свое 80-летие всего на один день, и накануне ее смерти, в поздравлениях, коллеги и поклонники говорили не только о ее актерском гении, но и об удивительной природной пластике, грации и стати.
Татьяна Самойлова и актриса Джейн Менсфилд. Канны, 1958 г.
автозагрузку