Блокадный дневник Тани Савичевой
О блокадном дневнике маленькой девочки Тани Савичевой, в котором нет ничего, кроме точной информации и времени смерти каждого из членов ее большой семьи кажется знают все. Последняя запись: «Умерли все. Осталась одна Таня» известна нам со школьной скамьи. Однако, на самом деле, ее сестре и брату удалось выжить, да и сама Таня оказывается умерла не в Ленинграде.
Таня родилась 25 января, в день поминовения святой мученицы Татианы и была младшей, пятой дочерью в большой семье пекаря и белошвейки ленинградского Дома моды. Отец, Николай Родионович, рано умер, и мать одна зарабатывала на семью, а с детьми помогала бабушка.
Лето 1941-го года Савичевы собирались провести в деревне под Гдовом, у Чудского озера, но уехать успел только Миша. Утро 22-го июня, принесшее войну, изменило планы. Семья Савичевых решила остаться в Ленинграде, держаться вместе, помогать фронту. Мать шила обмундирование для бойцов. Лека, из-за плохого зрения, в армию не попал и работал строгальщиком на Адмиралтейском заводе, сестра Женя точила корпуса для мин, Нина была мобилизована на оборонные работы. Василий и Алексей Савичевы, два дяди Тани, несли службу в ПВО.
Таня вместе с другими ребятами помогала взрослым тушить «зажигалки», рыть траншеи. Однажды не вернулась с работы Нина, попав под обстрел. В память о сестре, мама подарила Тане ту самую маленькую записную книжку.
Сестра Женя умерла прямо на заводе. Работала по 2 смены, а потом еще сдавала кровь, и сил не хватило. У бабушки не выдержало сердце. Один за другим ушли из жизни Танины дяди, а потом и мама. Однажды девочка подведет страшный итог: «Савичевы умерли все. Осталась одна Таня».
Таня так и не узнала, что не все Савичевы погибли. Сестра Нина была спасена и вывезена в тыл. В 1945-м году она вернулась в родной город, в родной дом, и среди голых стен, осколков и штукатурки нашла записную книжку с Таниными записями. Оправился после тяжелого ранения на фронте и брат Миша.
Таню же, потерявшую сознание от голода, обнаружили служащие специальных санитарных команд, обходившие ленинградские дома. Вместе со 140 другими истощенными голодом ленинградскими детьми девочку эвакуировали. Врачи в течение 2-х лет сражались за ее жизнь, но спасти не смогли. У Тани тряслись руки и ноги, ее мучили страшные головные боли. 1 июля 1944 года Таня Савичева скончалась.
Танины записи вырезаны и на сером камне памятника «Цветок жизни», под Санкт-Петербургом, на 3-ем километре блокадной «Дороги Жизни».
Дневник Тани Савичевой сохранился и выставлен в Музее истории Ленинграда, читать его без слез невозможно, хотя это и занимает всего несколько минут:
«28 декабря 1941 года. Женя умерла в 12.00 утра 1941 года».
«Бабушка умерла 25 января в 3 часа 1942 г.».
«Лека умер 17 марта в 5 часов утра. 1942 г.».
«Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи. 1942 год».
«Дядя Леша, 10 мая в 4 часа дня. 1942 год».
«Мама – 13 мая в 7 часов 30 минут утра. 1942 г.»
«Савичевы умерли». «Умерли все». «Осталась одна Таня».
автозагрузку