Откуда берутся дети
Мы продолжаем публиковать подробную инструкцию для тех, кто задумывается об усыновлении ребенка и полезную информацию для тех, кто просто неравнодушен к этой теме от нашего автора и мамы чудесного, усыновленного ею малыша. Сегодняшняя глава посвящена поиску детей.
Документы собраны, территориальная опека проинспектировала жилье, и через десять дней долгожданные Заключение о возможности быть усыновителем и Акт обследования жилищных условий будут выданы. Начнется поиск.
Конечно, к моменту получения статуса у всех кандидатов есть на примете дети – анкеты из Федерального банка данных, с сайтов профильных фондов и прочее. У меня была целая папка закладок.
Первый звонок я делала с уверенностью, что направление на знакомство с ребенком получу буквально послезавтра. Однако, куда бы я ни звонила – от Якутска до Одинцово – в ответ слышала: «на ребенка подписано согласие», «на ребенка выдано направление другим кандидатам», «ребенок идет только под опеку», и почти каждый упоминал про огромные очереди из местных, «которые, разумеется, имеют приоритет». Было непонятно, как все это проверить, я буксовала, за первые два месяца мне не удалось увидеть ни одного ребенка.
Отчаяние росло, и я снова испытала теорию шести рукопожатий: поддержала и вдохновила коллега моей подруги. Наташа рассказала, как они с мужем упорно боролись за дочь: поскольку у ребенка была инвалидность, детский дом получал на девочку дополнительные выплаты, лекарства, льготы, и расставаться с ней категорически не желал.
После этого разговора на моем холодильнике появился тот самый девиз «трактор сам себя не купит». Я стала думать: есть система. Если люди усыновляют детей, значит она как-то работает. В итоге, я составила алгоритм поиска, с учетом желаемого возраста ребенка, приемлемой для меня географии и сроков.
Поиск через органы опеки
Органы опеки – инстанция, которая выявляет детей, оставшихся без попечения родителей, занимается их устройством, и только через месяц передает информацию в банки данных. Да, в отдельно взятой опеке дети появляются не каждый день, но и кандидатов на учете там в разы меньше, в сравнении с банками. Искать в опеках – логично. Как решить, в какие именно встать на учет?
Можно отталкиваться от возраста ребенка. Например, на www.opekaweb.ruесть полезная страничка для тех, кто ищет младенца в Москве – все роддома и соответствующие территориальные опеки собраны вместе.
Можно совмещать приятное с полезным: при каждой поездке в командировку я вставала на учет в паре опек и регистрировалась в региональном банке данных.
Можно планировать поездки в недалекие города, и в каждом вставать на учет и в опеке, и в банке (если он там есть).
Я составила график – две опеки в неделю в Москве, одна или две – в радиусе 200 км (плюс банк).
Поиск через банки данных о детях
Систематизировать информацию о детях, подлежащих семейному устройству – хорошая идея. Для этого при Министерстве образования создали государственный банк данных о детях.
Федеральный оператор банка находится в Москве (ФБД), на местах работают региональные операторы (РО). Органы опеки передают информацию о неустроенных детях в региональный банк, а если и там найти ребенку семью не удалось, анкета уходит в ФБД и становится доступна на www.usynovite.ru.
В реальности мы имеем огромную всероссийскую базу детей, актуальный статус по которым хранят операторы банков. Можно позвонить в любой город, услышать, что на ребенка уже выдано направление, и никогда не узнать, так ли это на самом деле.
Но есть и плюсы.
На приеме в банке можно ознакомиться с десятками анкет за раз. Считается, что до банков доходят невостребованные, проблемные дети, но на первом же подборе в ФБД я приметила четырех детей в возрасте до трех лет, и потом, в банке Московской области – еще трех.
Если с ребенком знакомятся другие кандидаты, в банке известно, когда у направления истекает срок. Следите за временем: согласие не подписано – требуйте выдать направление вам. Что до очередей, по закону у кандидатов нет приоритета друг перед другом. Очереди – это выдумка.
Федеральный банк незаменим, если надо добиться правды от региона. Здесь работает вертикаль: ФБД делает запрос, РО обязан ответить в срок. По этой схеме я получила направление на знакомство с ребенком после месяца телефонной мороки и отговорок со стороны региона.
Исамое удивительное, базы кандидатов, состоящих на учете в региональных банках, просматривают органы опеки. В моем случае это сыграло судьбоносную роль: позвонили из города, где я никогда не была, и предложили познакомиться с малышом. Искали ребенку семью, увидели в базе, пригласили. Не будь я зарегистрирована в региональном банке, не встретила бы сына.
Поиск через профильные организации и сообщества
Фондов и организаций, содействующих семейному устройству детей, немало. Например, «Дети ждут» (www.дети-ждут.рф) покрывает Северо-Запад (Петербург, Псков, Петрозаводск, Мурманск), «Измени одну жизнь» (www.changeonelife.ru) снимает видео-анкеты детей по всей стране, на Радио России идет популярная программа «Детский вопрос» (www.deti.radiorus.ru).
Почти в каждом городе найдется профильный ресурс, кроме регионального банка данных. В соцсетях есть тематические группы, например, «На пути к усыновлению/волонтерству. Пошаговая инструкция» на Facebook.
Так что, если слышите «детей нет» – не опускайте рук. Дети есть, и в следующий раз мы будем получать направления на знакомства, читать их медицинскую карту и изучать личные дела.
автозагрузку