Третий лишний, правда
В книге Людмилы Петрановской «Если с ребенком трудно» есть такой кейс: ребенок не слушается, неаккуратно ест, грубит. Что вы чувствуете? А теперь представьте, что вы не дома, а на площадке, в кафе, в транспорте. Что происходит с вашим уровнем стресса? Он возрастает в разы. Так работает «фактор третьего» – стороннего наблюдателя, оценивающего нас, родителей.
Впервые я столкнулась с «третьим» прошлым летом на прогулке. Поравнявшись с моей невесомой «Априкой», слегка подпрыгивавшей на лесной дороге, милая бабушка заметила: «Ох, как коляска-то трясется! Сотрясение мозга нагуляешь!»
Тогда Ване было два месяца, я боялась всего на свете, и сотрясение мозга произвело на меня большое впечатление. Сейчас я пропускаю мимо ушей бесконечные «ребенок на сквозняке!», «уши открыты!», «он же грязь ест!», и смеюсь над собой прошлогодней. Но как ни забавно, ту первую бабушку помню до сих пор.
За скопление «третьих» не люблю я и районные поликлиники. Классика разговоров здесь – соска, горшок, ортопедическая обувь, и поскольку я всегда в меньшинстве (ребенок ходит в подгузнике, босиком и с соской), стараюсь помалкивать в дальнем углу.
Недавно, правда, попалась в ловушку: «Вы что, планшет ему даете? У него ж еще глазные мышцы не окрепли!»
К счастью, мне попадаются довольно безобидные комментаторы, но откуда они берутся, и почему позволяют себе вмешиваться в жизнь незнакомых людей?
Ответ я подсмотрела у Екатерины Кронгазуз в книге «Я плохая мать?», хотя и сама догадывалась: «…каждая из миллионов матерей накапливает такой невероятный опыт переживаний и махинаций с ребенком, что очень сложно держать его в себе».
И правда, так или иначе, все мы советуем, оцениваем, сравниваем, а порой и злимся – например, на подруг, которые нас не слушают. А мы уже прошли это, мы знаем, как надо!
Дать постороннему человеку совет, которого он не спрашивал – значит снова пережить собственную радость, собственную неудачу. Посторонний человек здесь – просто повод.
Но одно дело – взрослые, другое – ребенок. Неосторожное слово способно причинить ему такую боль, которую «третий» и представить себе не может.
Например, моему знакомому усыновленному мальчику, только-только адаптировавшемуся к новой семье, женщина в парке пригрозила: «Не будешь слушаться маму, она тебя в лесу оставит!»
Надо ли объяснять, какой эффект произвели эти слова?
Народная мудрость не врет: третий – лишний. Отношения родителя и ребенка, о которых мы ничего не знаем, не стоит комментировать. Но если уж так хочется, маму вопящего на весь трамвай малыша лучше поддержать.
Ей и так нелегко, поверьте. Я точно знаю.
автозагрузку