Подробно о британском образовании
7 Апреля 2016

Подробно о британском образовании

Ольга Флер встретилась с образовательными гуру: Элеонорой Суховий, директором Carfax Consultants, и Валерией Барада, директором Carfax Education Russia.

ОФ: Сегодня мы будем говорить об образовании в Великобритании. Хотелось бы начать с популярных заблуждений: например, когда мы слышим про Oxford, Cambridge и Eton, нам кажется, что поступить туда невозможно, что там учатся только дети потомственных аристократов, и что обычный ребенок из России никогда туда не попадет. Это действительно так?

ЭС: Как ни странно, многие британцы тоже думают, что если родители не учились в частных школах и не заканчивали Оксфорд, то детям путь в эти учебные заведения закрыт, и даже если ребенок туда попадет, то его никогда не примут за своего. Знаменитые школы и университеты борются с этими мифами, организовывают студенческие группы, задача которых – ездить в самые простые школы и рассказывать ученикам о том, что если верить в свои силы и старательно учиться, то им этот путь никто закрывать не будет. То есть самое важное – это серьезная академическая база, желание и целеустремленность. Для учеников это тоже большое открытие: понимание, что и без родословной, того же класса, бэкграунда они могут поступить в самые лучшие учебные заведения.

ОФ: Когда нужно начинать подготовку и что именно делать?

ВБ: Подготовку нужно начинать как можно раньше: в лидирующие школы детей готовят с рождения. Первая ступень подготовки для иностранных учеников – английский язык, и только потом можно приступать к изучению предметов британской школьной программы. Чтобы у наших учеников в Москве была возможность построить серьезную академическую базу, мы специально привозим сюда сильных британских преподавателей, выпускников топовых школ и университетов. С ними ребята занимаются после школы в течение года у себя дома или у нас в офисе на Патриарших, но те, кто настроен на самый высокий уровень школ, занимаются и на каникулах: на зимнем отдыхе их сопровождают гувернеры, несколько недель они проводят в нашем колледже в Оксфорде, а летом занимаются с тьюторами Carfax на Лазурном Берегу и в Италии.

И, конечно, лидирующая британская средняя школа дает самые лучшие возможности получить высокие оценки на выпускных экзаменах. Почти все дети к концу обучения становятся отличниками. Все просто: отбирают самых умных детей, хорошо готовят, и потом они поступают в самые престижные университеты.

ОФ: Ну туда ведь тоже надо поступить?

ЭС: Совершенно верно, эти школы дают превосходные знания и возможность получить хорошее образование, но они, конечно, не гарантируют это место. Поэтому ученик даже самой простой школы, которая никогда никого не отправляла в Оксфорд и Кембридж, имеет шанс поступить в эти учебные заведения, если будет стараться и сможет подтвердить знания оценками за экзамены. Для этого придется работать может быть в трижды больше над своими знаниями самому, посещать факультативы и полагаться только на себя и на собственные силы. Для этого должен быть такой голод, который тебя заставит идти, несмотря на то, что твои одноклассники некоторые уже в 16 лет оставляют школу, не хотят дальше учиться.

ОФ: Какие это школы?

ЭС: Если мы говорим о топовых школах, все они создают прекраснейшие условия для учеников, чтобы они сдали все экзамены на отлично, достигли особых высот в спорте, в музыке, в драматическом искусстве, дебатах и политике, в журналистике. Они берут учеников и раскрывают их таланты, знания, дают им ту платформу, с которой можно реализовать мечту.

ОФ: Как поступить в эти школы?

ЭС: Так же, как и в университете, в лидирующих школах места конкурсные, и нужно хорошо сдать экзамены. И еще нужно, чтобы родители имели возможность оплатить обучение, потому что оно платное.

ОФ: Какой суммой нужно располагать?

ЭС: Они все примерно одинаково стоят, в районе 30 тысяч фунтов в год. Это пансион, поэтому стоимость включает питание, проживание, обучение.

ОФ: Чем британская система отличается от российской, и как готовить ребенка, чтобы он мог поступить в школу?

ВБ: Самое главное отличие с точки зрения учебной программы состоит в том, что к возрасту поступления в среднюю школу, к 13 годам, все британские ученики хорошо знакомы с предметами естественной науки: химией, физикой и биологией. А у нас есть природоведение, окружающий мир, основы биологии, но физики и химии в наших школах в это время еще нет.

ОФ: Остается ли у детей свободное время, или они полностью погружены в учебу?

ЭС: В школах-пансионах ученики получают школьное расписание, а свободное время они берут сами на себя и распределяют его таким образом, чтобы успевать на все факультативы, в которые они вовлечены. Но, в принципе, ученик может не делать ничего. Есть один обязательный спорт, а остальное факультативно.

ОФ: На мой взгляд, это основное беспокойство родителей, чем ребенок занимается в свободное время.

ЭС: У ребенка есть возможность ничем не заниматься, но никто этого не делает. Знаете, почему? Потому что когда ребенок живет в определенном сообществе, в школе, он делает то же, что и его окружение. Дети в британских школах выбирают разные секции: кто-то выбирает хор, кому-то нравятся парламентские дебаты, другие интересуются fashion design, некоторые ребята идут изучать робототехнику. Когда ребенок видит, что его друзья по дому занимаются чем-то интересным, он тоже вовлекается в эту деятельность, да и выбор факультативов настолько широк, что сложно остановиться на чем-то одном.

ОФ: Как выбрать из множества школ ту самую? Они все похожи, или где-то больше уклон на творчество, где-то в математику?

ЭС: Родители выбирают школу, но также и школа выбирает учеников и родителей. В первую очередь, это академическая база. Можно посмотреть на результаты экзаменов, а затем уже посмотреть на профиль школы. Тут уже нужно работать с людьми, которые знают эти школы и смогут дать правильные индивидуальные рекомендации.

ОФ: У каких школ в какую отрасль уклон?

ЭС: Официально школы говорят, что делают все. Поэтому тут необходимо глубокое знание мира британских школ. Например, искусство великолепно преподают в Cheltenham Ladies’: эта школа только для девушек, одна из немногих, где есть artistry residence, когда настоящий художник на год становится ментором для ученика-старшеклассника, который занимается искусством. В King’s Canterbury замечательная классическая музыка. Там потрясающие хоры, вокал, потрясающие пианисты. Eton славится своими органистами, академическим вокалом. Harrow знаменит драматическим искусством, там в театр вовлечены все, даже спортсмены.

ОФ: Как Вы относитесь к раздельному обучению, какие в нем есть плюсы и минусы?

ЭС: Если бы у такого обучения не было плюсов, оно бы не смогло просуществовать веками. Раз эта традиция есть и раз студенты, учась в раздельных школах, получают отличное образование и им это образование не дает видимых минусов, значит оно является хорошим. Академически эти школы сильнее, чем смешанные школы. Ученики меньше отвлекаются, они более сфокусированы. По отзывам учеников и преподавателей, в этих школах меньше социального давления. В школе для мальчиков ученик не чувствует, что должен брать технические предметы вместо изобразительного искусства или музыки, потому что он будет один сидеть в классе с девчонками, и на него посмотрят косо. Так же и девочки будут меньше внимания уделять своей внешности и больше – спорту.

ОФ: А в смешанных школах?

ЭС: Там все немного по-другому: видно, что девчонки хотят понравиться, прически делают, наряжаются, и там немного другая динамика. С точки зрения преподавания тоже есть разница. По словам педагогов, девочки воспринимают материал быстрее, а мальчикам стыдно признаться, что какую-то тему они недопоняли, не услышали, но они не задают вопросов, в классах эта динамика замечается. Поэтому в школах для мальчиков преподают одним образам, девочкам по-другому. У школ часто бывают совместные мероприятия, поэтому раздельные школы дружат между собой.

ОФ: Российские родители предпочитают смешанные школы?

ВБ: Раньше родители хотели рассматривать только смешанные школы, но сейчас клиенты становятся более open-minded и говорят: «Давайте посмотрим, не будем сразу исключать раздельные школы». Я очень рекомендую родителям при выборе школы поехать и в Англию и посетить их лично.

ОФ: Что бы вы посоветовали тем родителям, которые боятся выпускать ребенка из-под своей опеки и контроля, потому что боятся, что, уехав в другую страну, ребенок будет предоставлен сам себе и может совершать глупости? Как бы Вы посоветовали родителям преодолеть этот страх?

ЭС: Очень хороший вопрос. Школа дает не только структуру, она дает много внимания взрослых, которые контролируют развитие ребенка в правильном направлении. Потому что у нас взрослые часто на работе, и к тому же дети в определенном возрасте перестают откровенничать со взрослыми и у них начинается своя засекреченная жизнь. А когда ты живешь в доме, ничего не может остаться тайной больше, чем час. И об этом узнают и house master, и вся остальная школа. В доме школы очень много взрослых, поэтому ничего держать в секрете не получится. И компетентных людей, кому ребенок может довериться.

ОФ: Как проходит обычно адаптационный период?

ЭС: Индивидуально для каждого ребенка: у кого-то пару недель, у кого-то целый триместр. Хорошо сразу с кем-то подружиться, потому что тогда к ним примыкаешь, и тебя везде водят. Можно найти друзей по интересам: если поешь – дружишь с музыкантами, если спортивный – идешь сразу к регбистам. Но адаптация может продлиться и чуть дольше.

Недавно я общалась с одним папой, который очень переживал, что сын без его контроля и влияния будет меняться, и сейчас он говорит, что, хотя его влияние на ребенка ослабло, сын меняется все время в лучшую и лучшую сторону. Это самое важное.

ОФ: Какой сервис, какую поддержку вы оказываете родителям учеников?

ЭС: Психологическая поддержка часто очень нужна родителям, даже больше чем ученикам. Мы можем найти подготовительную школу, потом посмотреть и выбрать старшую школу, помочь подготовиться и сдать экзамены, потом передаем этого ученика опекунам, а опекун – это уникальный человек, который связывает школу, родителей и ученика. Опекун – это не просто имя, которое стоит в анкете и в случае необходимости на его номер поступает звонок. Нет, этот человек посещает все школьные спектакли, соревнования, фотографирует, держит связь с родителями, берет на себя все заботы о здоровье ребенка. Это требование школ, у каждого ребенка должен быть персональный опекун, которым может быть человек старше 25 лет, проживающий в Англии.

ОФ: Кто эти люди, и какими качествами они должны обладать, ведь им нужно уметь поладить с ребенком и взять на себя огромную ответственность за его благополучие?

ЭС: Это люди, в первую очередь, заботливые, вовлеченные, «теплые». Опекун – это человек, который любит детей, умеет с ними ладить, и которому нравится с ними общаться. Довольно часто бывает, что ученики доверяют опекуну какие-то моменты, о которых родителям боятся сказать. И тогда опекун должен очень тактично и внимательно подойти к этому вопросу. Родителям также очень легко общаться с опекуном, потому что нет языкового барьера, все опекуны говорят на русском языке, но при этом они долго живут в Англии и прекрасно понимают британский менталитет, знают как разрешить или правильно преподнести какие-то моменты школе. Ведь иногда возникает конфликт между родителями и школой, в котором ни одна сторона не хочет уступать, и тогда необходима дипломатичность опекуна, который понимает обе стороны и сможет эти недопонимания разрешить.

ОФ: Когда нужно приводить ребенка к вам, чтобы не было поздно? Ведь считается, что для того, чтобы попасть в Eton, нужно записываться чуть ли не с рождения.

ЭС: Это миф, в Eton нужно записываться до достижения ребенком возраста 10 или 10 с половиной лет, после этого регистрацию школа не принимает. Обучение же начинается в 13 лет. Это одна из тех школ, которая заранее тестирует учеников и требует пройти регистрацию заблаговременно. Есть и другие школы, которые тестирую рано. Для того, чтобы хорошо подготовить ребенка, лучше начинать с 7-8 лет, и к этому времени уровень языка уже должен быть хороший. Трудно поднять уровень языка за короткое время. Например, если ребенку 10 с половиной лет, то через 6 месяцев у него уже будут первые вступительные экзамены, которые он не сможет пройти без основательной подготовки. Поэтому, чем раньше, тем лучше.

ОФ: Почему у Eton такая репутация? Почему именно этот колледж считается самым престижным?

ЭС: Это заслуженная репутация замечательной школы, очень сильной академически, в которой очень сильные традиции. Cердце этой школы – ее традиции, ценности. Старинные консервативные ценности, которые передаются от директора к директору, от ученика к ученику, поэтому они все очень лояльны к своей школе. Это академическое совершенство, целеустремленность, очень серьезная вера в себя.

ОФ: Есть ли школы в России соответствующего уровня, которые вы бы рекомендовали перед поступлением в английские?

ВБ: Я рекомендую школы, где сильная математика. Английский язык и литературу ребенок может учить с нашими преподавателями. А математика – это тот предмет, в котором важно выучить терминологию и иметь хорошую академическую базу. Вербальное мышление, словесность нужно учить с преподавателем. И чем лучше язык, тем лучше вербальное мышление.

ОФ: Если ребенок – гуманитарий, ему все равно нужна математическая база?

ЭС: До 16 лет нет компромисса в предметах. До 16 лет дети учатся по программе GCSE и в 16 сдают государственный экзамен, куда входят математика, английский язык, английская литература, химия, физика, биология, второй иностранный язык, а иногда и третий, география, история, основы религии, возможно музыка или изобразительное искусство. Вне зависимости от склонностей и предпочтений, науки и математику нужно сдать на высший балл, так как это базовое серьезное образование, и эти предметы нужно знать на отлично. Дальше, с 16 до 18 лет, ученики выбирают специализацию, можно выбрать 4 предмета.

ОФ: Насколько объективны эти оценки?

ЭС: Они должны быть объективны, потому что государственные экзамены сдают следующим образом: студент пишет индивидуальный номер на экзаменационном бланке и их отправляют на проверку в независимую комиссию, поэтому результаты совершенно объективны и беспристрастны. Дэвид Камерон сейчас предлагает нововведение: в централизованной электронной системе подачи заявлений в университет (можно одновременно подать заявку в 5 учебных заведений), которой мы пользуемся сейчас, заменить имена студентов электронными номерами, чтобы университеты были полностью беспристрастны и даже не могли узнать, из какой семьи абитуриент. Кстати, в Англии очень не приветствуется кичиться своим происхождением и семейным состоянием. Гораздо больше ценится то, чего человек добился сам. У британских детей развито чувство ответственности и понимание, что надеяться они могут только на себя, поэтому они очень быстро вырастают как личности.

ОФ: Какой процент иностранных учеников поступает в британские школы?

ЭС: Самые сильные школы, самые достойные держат планку 10, максимум 15 процентов иностранцев. Нужно придерживаться такого соотношения чтобы иностранцы интегрировались в среду.

ОФ: Есть ли у вас вдохновляющие истории успеха учеников?

ВБ: Да, множество разных интересных историй. Очень хорошая история о мальчике, у которого английский был pre-intermediate осенью, он занимался интенсивно с нашим преподавателем, поступил в школу, и даже его мама признает: интерес к литературе у ребенка появился впервые только с изучением английского языка. Наши преподаватели начали постепенно вводить литературу на английском, знакомить его с простыми книжками для начала. Он проучился в школе, поступил в подготовительный колледж, и сейчас мальчик все время читает, у него очень хорошая успеваемость, он пишет стихи на английском, у него появилась любовь к литературе, которой не было на родном языке. Преподаватели нашли тот жанр, который ему стало интересно читать, разрешили читать то, что ему нравится, а не только школьную программу.

ОФ: В каких городах работает Carfax?

ВБ: Мы базируемся в Лондоне и в Оксфорде, если говорить об Англии. Опекуны у нас ездят по всей Англии и Шотландии, чтобы навещать наших учеников. Наши частные репетиторы работают в Лондоне и в разных точках мира: в Монако, Дубае, Абу-Даби, Москве, Санкт-Петербурге, Баку. В Оксфорде у нас есть собственная школа - Carfax College, Oxford. Мы полностью сертифицированы как учебное заведение в Великобритании, включая возможность обеспечивать своим студентам учебные визы. Обучение проходит индивидуально, поэтому ученики демонстрируют потрясающий прогресс.

ОФ: К каким расходам должны быть готовы родители, обращаясь за помощью в Carfax Education?

ВБ: Это не дешево, но у нас есть стандартная стоимость услуг. Когда родители к нам обращаются, они могут сразу спланировать расходы вплоть до поступления в университет. Наши услуги стоят не дороже, чем у других британских образовательных консультантов, но с нашей экспертизой потраченные деньги становятся лучшей инвестицией в академическое будущее детей. Мы оказываем полный спектр услуг, начиная с подготовки к школе и заканчивая поступлением в магистратуру. Иногда даже практику студенты проходят в нашей компании. А недавно мы открыли собственный садик в Лондоне.

Подготовка ученика и выбор правильной школы – это основа хорошего образования. И конечно, нужно быть очень внимательным, выбирая консультанта, оценить его бэкграунд, знание подноготной британских школ.

Другие материалы рубрики
Отключить
автозагрузку
×