Дрессировщик карандашей: интервью с автором «Живой книги» Эрве Тюлле
14 Октября 2014

Дрессировщик карандашей: интервью с автором «Живой книги» Эрве Тюлле

Гениальный французский автор и иллюстратор Эрве Тюлле за последние два года выпустил в издательстве «Клевер» около десятка абсолютных детских бестселлеров, завоевав, тем самым, сердца юных художников, а в придачу и их родителей. Как удается мсье Тюлле из нескольких простых форм и семи цветов радуги создать шедевр — загадка. А вот о том, что его вдохновляет, и чему нам, взрослым, стоит поучиться у своих детей, он рассказал в своем интервью «Дочки-матери». 

Мсье Тюлле, расскажите немного о своем детстве, где Вы родились?

Я родился во Франции в 1958 году. Когда мне исполнилось полгода, мои родители решили переехать в Париж. Жить в столице оказалось не очень просто — атмосфера большого города угнетала, им приходилось много работать и времени на меня почти не оставалось, но не потому, что они были плохими родителями, а лишь потому, что были поставлены в такие ужасные условия. Я помню ощущение одиночества и море непонимания. Я был потерян. Родители устроили меня в приличную школу в Париже. Они понятия не имели, как со мной общаться, но, хочу отдать им должное, очень старались наладить контакт. Главной их целью было позволить мне стать самим собой.

 

Кем Вы хотели стать в детстве?

Благодаря тому, что я получил образование в хорошей парижской школе, меня заинтересовала профессия учителя. Еще я подумывал стать миссионером.

 

А что по этому поводу думали Ваши родители?

Они просто доверяли мне. Не задавая никаких вопросов, мои родители позволяли мне делать то, что мне хотелось делать. Без каких-либо сомнений они оплатили мои первые художественные курсы, хотя в то время сумма была довольно внушительной, а я понятия не имел, зачем иду туда учиться. То, что я попал на эти курсы — чистая случайность.

Вы помните свой первый рисунок?

Мой первый рисунок… Кажется, это была открытая дверь, рядом с которой тенью был нарисован и я сам, на моих глазах что-то вроде повязки. В то время я был потерян, не видел своего будущего, и это состояние сильно отразилось на моем творчестве.

 

Когда Вы поняли, что рисунок становится чем-то большим для Вас, чем просто хобби?

Я был еще подростком. Просто внезапно понял, что я могу выразить себя, свои чувства с помощью рисунка. В тот момент мне даже стало немного страшно, так сильно мне хотелось рисовать. Осознание того, что я действительно делаю что-то важное и полезное пришло гораздо позже, годам к 35, когда я уже стал автором и иллюстратором. Детям нравилось то, что я придумывал, и я чувствовал, что отчасти я выполняю свою мечту, ведь мне удалось стать немножко учителем для них. Я довольно быстро понял, что теперь это — мое призвание и никуда от него не деться, мне самому стало совершенно необходимо быть частью диалога, я стал этаким «социальным» автором. 

 

Каким своим достижением Вы больше всего гордитесь?

Своими идеями, книгами, воркшопами. А еще тем, что все, что я делаю, одинаково понятно и в самом шикарном местечке этого мира, и в самой бедной и заброшенной деревушке на окраине света. 

Почему Вы стали придумывать книги для детей? Обычно художники зарабатывают на жизнь выставками, работой в арт-галереях, а Вы выбрали детей.

Дети дарят художникам самое главное — вдохновение. Для меня они — неиссякаемый источник, я учусь у них жизни и, если честно, то я хотел бы всегда иметь возможность вернуться в детство, ну или хотя бы развезти частички «детскости» по всем музеям мира, где они бесконечно вдохновляли бы каждого посетителя, наравне с картинами знаменитых художников. Мне вообще хотелось бы, чтобы детям было посвящено гораздо больше всего в нашей жизни.

 

Вы любите детей?

Для меня это странный вопрос. Люблю ли я детей? Я люблю ощущение, которое возникает у меня каждый раз, когда я работаю с ними и мы вместе играем, разгадываем загадки и шутим друг над другом. Глядя в аудиторию, я не вижу детей. Я вижу людей, чувствую их целиком и полностью, их настроение, их эмоции. Без всяких сомнений на вопрос: «Любите ли Вы детей?», я отвечу: «Да!» Они — мой мир, моя Вселенная, вся гамма чувств, не поддающаяся никакой классификации. Они — наше все и нам многому стоит поучиться у них.

Что Вы чувствуете, когда проводите мастер-класс?

Гордость. Я горжусь своими учениками. Они стараются, пробуют, и обязательно находят решение, которое тебе, взрослому человеку, ни за что в жизни не пришло бы в голову, но это происходит только когда ты в них веришь. Они целеустремленные, активные и, самое главное, они свободные. У детей нет никаких штампов и предрассудков — это их козырь. И пока образовательная система не сделала из них очередных юристов или менеджеров, я вижу свет в их глазах и верю в них.

 

Так кто же Вы все-таки, автор или иллюстратор?

Вообще, сначала я рисовал. А потом понял, что мои книги — это некие арт-инсталляции. Так что сейчас, наверное, можно сказать, что я — концептуальный иллюстратор детских книг.

Что вдохновляет Вас?

Все новое. Я просто обожаю людей, которые могут что-то придумать, и больше всего на свете люблю новые идеи!

 

У Вас есть любимый художник?

Мне нравятся многие люди искусства, не только художники. Мне близко творчество Александра Колдера. Люблю Чаплина, Миро, Тони Крэгга, Ричарда Лонга, Энди Уорхола, Дэвиса и Стравинского.

Как Вы думаете, фантазия — это то, что дается при рождении или ее, как и любой навык, можно приобрести?

Думаю, что фантазия — это на 90% тяжелый труд. Ты должен внимательно смотреть на все, что тебя окружает, много читать, в том числе и довольно скучные книги (достаточно часто, если честно). Если ты талантлив — это твой плюс, а если нет, то помни, что у тебя всегда есть шанс! Я уверен, что мой талант не был подарен мне при рождении. Я терпеть не мог всю эту бесполезную болтовню про радужных кроликов, которые болтают с фиолетовыми слонами на волшебных полях. И это стало моей ступенькой. Отрицательная энергия трансформировалась в силу, которая помогла мне изменить мою жизнь.

 

Какие у Вас планы на будущее?

Меньше книг, больше рисунков, выставок, представлений в музеях. Я хочу написать книгу, посвященную моим мастер-классам, чтобы любой желающий смог провести их без моего присутствия. Возможно, напишу книгу для своих учеников, в которой передам им свои идеи. А еще, в планах множество путешествий, экспериментов и встреч.

 

Что Вы могли бы посоветовать родителям маленьких творческих личностей?

Помните, что творчество есть во всем, а не только в музеях. Оно там, на перекрестке с соседней улицей, или в глубине ваших глаз, стоит только заглянуть. Очень внимательно заглянуть.

Другие материалы рубрики
Отключить
автозагрузку
×