Все, что надо знать о родах: беседуем с акушером-гинекологом
9 Октября 2016

Все, что надо знать о родах: беседуем с акушером-гинекологом

В клиническом госпитале «Лапино» верят, что день рождения ребенка должен стать для каждой женщины праздником, о котором останутся самые радостные воспоминания. Как удается достичь такого эффекта, и с какими пожеланиями и просьбами к докторам приходят сейчас беременные женщины, мы поговорили с акушером-гинекологом Полиной Николаевной Коршиковой.

Как изменился процесс рождения детей в условиях роддома за последние, скажем, двадцать лет?

Само акушерство за двадцать лет изменилось. Есть огромная разница между тем как рожали наши мамы и как рожаем мы — у пациенток совершенно другие ощущения. Изменения заметны даже за последние десять лет — время моей врачебной практики. Сейчас пациентки поражают нас своими знаниями — многие приходят очень подготовленными.

Со стороны врачей изменилось отношение. Мы в любое время дня и ночи на связи — в результате женщина спокойна, она чувствует, что с ней все время кто-то рядом. У нас, акушеров-гинекологов, не умолкает телефон и наши собственные семьи нормально к этому относятся. Мы показываем госпиталь, палаты, обстановку, которую мы создаем, проводим дни открытых дверей для того, чтобы с первыми схватками не было стресса, связанного с неопределенностью дальнейших событий.

И самое главное — мы обсуждаем, как пациентка сама видит свои роды, тактику родов, все, что в каждом конкретном случае можно сделать, чтобы осуществить ее представления об идеальных родах.

Какие женщины к вам приходят?

Очень разные. У многих уже есть определенные знания о беременности и родах, свои представления о них. Некоторые очень боятся боли. Мы предлагаем разные варианты, но ни на каком не настаиваем — ни на эпидуральной анестезии, ни на чем другом. Наша задача — дать максимум информации, дать возможность проконсультироваться с анестезиологом, педиатром и другими специалистами, чтобы затем пациентка могла сама выбрать как именно рожать. За исключением, конечно, случаев, когда медицинская ситуация подталкивает к какому-то определенному решению.

Например?

Например, мы широко применяем эпидуральную анестезию при преждевременных родах — это необходимо для более бережных родов. Есть и другие показания, конечно. Она применяется, скажем, у пациенток с высоким артериальным давлением, для лечения дискоординации родовой деятельности и так далее.

Мы говорим об эпидуральной анестезии на схватках или на потугах тоже?

Мы стараемся обезболивать так, чтобы пациентка могла выполнять все указания врача и при этом не чувствовать боли. Ее ощущения вплоть до конца родов должны быть абсолютно терпимы. Если сделать эпидуральную анестезию вовремя, она очень благоприятно влияет на роды. Если ее делать не вовремя — бывают нюансы.

А если пациентка настраивалась на «естественные» роды и хочет рожать без обезболивания?

У нас есть возможность создать ей нужную атмосферу, окружить ее заботой и помочь расслабиться. В госпитале есть специальные палаты с более домашней обстановкой.

Расскажите о других вариантах родов. С какими еще просьбами приходят будущие мамы в наши дни?

Некоторые хотят рожать в воду, и для этого у нас есть все необходимое, некоторые боксы оборудованы ванной. Мы прислушаемся к пожеланиям пациенток, и основная наша задача, чтобы им было комфортно в таких родах в условиях нашего стационара, а не дома.

Есть возможность проводить вертикальные роды. Есть опыт нескольких лотосовых родов, хотя мы не очень приветствуем такие варианты. А еще, какой бы вариант пациентка ни выбрала, у нас работают специалисты (психологи, духовные акушерки), которые, не проводя никаких медицинских манипуляций в родах, находятся рядом и помогают женщине расслабиться.

Насколько часто женщины настаивают на такой экзотике?

В месяц мы проводим более 250 родов, итого чуть меньше двух с половиной тысяч в год. Из этого количества за последний год в воду решили рожать около 40 пациенток.

Кстати, насколько популярны партнерские роды в вашей практике?

Очень популярны. Я бы сказала, редко когда пациентка рожает одна, в 90% случаев рядом с ней кто-то присутствует из родственников. Это входит в контракт и дополнительно ничего оплачивать не нужно. Чаще всего — тоже, я бы сказала, в 90% случаев — на самом потужном периоде муж выходит и приходит к рождению малыша. Пуповину папы перерезают редко, и я, если честно, на этом не настаиваю, все по желанию.

Какие еще пожелания встречаются?

Видео- и фотосъемка, свечи, ароматерапия, любимая музыка, приглушенный свет... К нам приходят пациентки, которые имеют опыт родов в других странах. У них есть своя история и свои особенные пожелания — к ним мы тоже относимся внимательно. Например, они отказываются от введения определенных препаратов — это тоже обсуждается. Очень популярный запрос — дождаться прекращения пульсации пуповины.

Расскажите, в чем разница между вариантами дождаться и не дожидаться.

После рождения ребенка и до перестройки кругов кровообращения проходит некоторое время. Для того, чтобы малыш лучше адаптировался, чтобы ему было комфортнее, можно оставить пуповину и дождаться, пока ее пульсация прекратится сама, — обычно это занимает несколько минут. Ребенок в это время лежит на животе у мамы. Иногда, конечно, бывают показания, при которых нужно перерезать пуповину срочно.

А если женщина хочет собрать пуповинную кровь для выделения стволовых клеток?

Это мы тоже широко применяем. Если мы забираем пуповинную кровь, то, конечно, о длительной пульсации пуповины речи не идет — иначе мы ее просто не соберем. Тут нужно выбрать что-то одно.

А потом что происходит?

Потом мы выделяем из этой крови стволовые клетки. Они могут пригодиться малышу или даже его близким родственникам. Их можно применять в течение нескольких лет — все это время они хранятся в замороженном состоянии. Применяются они в основном при онкологических заболеваниях. Пациенты всегда спрашивают меня: нужно, не нужно? Конечно, дай Бог, чтобы не понадобилось.

Много ли сейчас обращений с просьбой сохранить стволовые клетки?

Это в тренде, и мы активно предлагаем эту опцию. У каждой пациентки есть возможность подумать до самого конца родов, даже если она не заключила соответствующий контракт заранее. Во время кесарева, кстати, тоже есть возможность забрать эту кровь.

Продвинутые технологии — это здорово.

Безусловно. Сбор стволовых клеток, кстати, далеко не единственная и не самая сложная из них. В клиническом госпитале «Лапино» проводятся первые в России внутриутробные операции на плоде. Открыто отделение фетальной хирургии, где делают необходимые операции плода во время беременности. Есть опыт проверенных, первых в России операций на плоде совместно с нейрохирургами под руководством и с непосредственным участием профессора Курцера Марка Аркадьевича.

Например, если на 22-24 неделе беременности внутриутробно прооперировать плод со spina bifida — расщеплением позвоночника — ребенок родится практически здоровым, хотя ему, вероятно, и потребуется реабилитация. В противном случае он родился бы с серьезнейшими нарушениями развития. Еще лет десять назад пациентке предлагалось прерывать такую беременность.

Про кесарево. Делаете ли вы элективное кесарево сечение?

К сожалению, пациентки, которые хотят сделать кесарево без медицинских показаний, приходят. Мы всегда стараемся уговорить их отказаться от этой идеи: объясняем, что у полостной операции могут быть серьезные осложнения, собираем консилиум и убеждаем женщину совместными усилиями. Всегда пытаемся понять, почему и зачем пациентка хочет кесарево, боится ли она боли, объясняем, что естественные роды можно обезболить. Но в некоторых случаях убедить пациентку оказывается невозможно, и тогда мы соглашаемся.

Много ли кесаревых делаете?

Процент растет, но элективное кесарево — не главная причина. Увеличивается возраст первородящих женщин — соответственно, увеличивается процент сопутствующих состояний, при которых показано кесарево. В целом мы стараемся каждой женщине давать шанс родить самостоятельно и всячески снижать процент кесаревых. Если мы не будем этого делать, акушерство будущего будет акушерством полостных операций. Мы очень поддерживаем пациенток, которые в первый раз родили при помощи кесарева, а второй раз решили рожать самостоятельно.

Это возможно?

Это возможно, если ребенок не крупный и шов на матке состоятельный. Чем больше в анамнезе у пациентки кесаревых, тем выше риск осложнений — таких, как врастание плаценты. Это происходит, когда плацента формируется в области рубца и ее ткань в него врастает. У таких пациенток раньше был большой риск кровотечений в родах, а некоторые пациентки даже теряли матку. Сейчас, к счастью, разработана методика, которая позволяет сохранить матку и минимизировать кровопотерю, и мы ее активно применяем в госпитале, поэтому стараемся привлекать пациенток с таким осложнением из разных регионов страны и оказывать им помощь.

Расскажите о методике.

Это донное кесарево: разрез делается в области дна матки, что безопасно для малыша и не сопровождается большим кровотечением. Привлекаются сосудистые хирурги, которые эмболизируют сосуды, питающие матку через бедренные артерии. Уже на бескровном органе иссекается ткань врастания. Итог: небольшая кровопотеря и сохранена матка — женщина может родить еще детей. У одной из наших пациенток врастание плаценты проходило несколько раз подряд — мы оперировали, и она снова могла забеременеть. Сейчас у нее уже одиннадцать детей.

Одиннадцать ?!

Да, но не все, к счастью, сопровождались врастанием. Раньше у такой пациентки матка была бы удалена.

Про количество детей. По вашим наблюдениям такой бережный и внимательный подход меняет отношение женщин к рождению детей? Начинают ли рожать больше?

Лучший комплимент, который может услышать акушер-гинеколог, — это «хоть завтра за следующим», сказанное сразу после родов. Мы такие комплименты слышим.

Другие материалы рубрики
Отключить
автозагрузку
×