Совершенно особенное место — Итон
Итон — одна из самых известных в мире школ. Его выпускники — 20 из 48 британских премьер-министров, короли Непала и Таиланда, несколько Олимпийских чемпионов, бессчетное количество банкиров, множество писателей, композиторов, десятки военных генералов и даже несколько звезд шоу-бизнеса и действующий наследник британского престола принц Уильям. О нем, кстати, мой коллега Джордж Каллаган, рассказал в предыдущей статье. А вот о том, как этой школе удалось достигнуть такого особого статуса, Джордж поведает нам сегодня.
В высшем обществе Британии существует поговорка: «Все идут учиться в Итон. Кроме тех, кто идет учится в Хэрроу, конечно же.» Итон всегда был элитной школой, хотя обучение в здесь никогда не было каким-то супер эксклюзивным в социальном или финансовом плане. Многие аристократы и миллионеры выбирали для своих детей и другие, менее известные школы Британии.
Сам я родился не в аристократической семье, по происхождению я — буржуа. Несколько поколений назад нас вообще считали рабочим классом. К тому же, я еще и не англичанин, а ирландец, тем не менее, я поступил в Итон в 1990 году.
В то время на меня произвело огромное впечатление само здание школы — великолепный архитектурный ансамбль в окружении сотен гектаров земли, на которой, благодаря стараниям ландшафтных дизайнеров, причудливо сменяли друг друга шикарные ухоженные сады и пустынные поля. Итон расположен на берегах Темзы, реки, которая имеет огромное значение в истории Англии. До Лондона отсюда всего 25 километров, а Виндзорский замок находится так близко, что его тень практически достает до территории школы.
История Итона
Итон был основан в 1440 году королем Генри IV, которому на тот момент было всего 19 лет! Он был очень религиозным монархом, даже несмотря на свой юный возраст, так что цели создания учебного заведения были соответствующими. Мальчики, поступившие в Итон, ежедневно молились за души родителей короля, а также за него самого аж до 1970-х, пока этот ритуал не был отменен руководством школы.
Первоначально в Итон зачислили около 70 учеников из бедных семей. Мальчики жили в пансионате, который назывался «колледж». Постепенно здесь начали появляться и дети более обеспеченных родителей, за поступление в школу они платили взносы. Такие ребята жили отдельно от бедняков, в своем собственном студенческом городе, или «Oppidium» на латыни. Со временем, число тех, кто обучался на платной основе, превысило количество бесплатных учеников в несколько раз, соотношение было примерно 1200:70 не в пользу последних.
Генри IV также стал основателем Королевского колледжа в Кембридже, так что дети бедняков из Итона могли легко продолжить обучение там. Тогда многие делали это с удовольствием, а уже наше время мало кто поступает в Королевский колледж в Кембридже после Итона, будущие студенты скорее выберут какой-то другой Кембриджский колледж или вообще пойдут учиться в Оксфорд.
В те времена учебная программа Итона была очень узкой: мальчики изучали латынь, древнегреческий язык и иврит, чтобы читать Библию в оригинале. Среди иностранных языков занятия велись еще по французскому и итальянскому, в расписании можно было также найти занятия по истории, географии, но, к сожалению, там практически отсутствовали занятия по математике и другим точным наукам. Еще в Итоне был хор и даже проводились музыкальные классы, но все же большую часть своего свободного времени парни посвещали спорту.
К 18 веку Итон прочно занял позицию одной из лучших Британских школ. Генри IV пожертвовал руководству Итона множество земель, которые оно временно сдавало в аренду, а полученные средства использовало для строительства новых зданий и улучшения условий проживания учеников. Также, аристократы, чьи дети успешно посещали Итон, регулярно делали щедрые добровольные пожертвования в фонд школы. Не забывали о своей альма-матер и выпускники, ставшие банкирами, известными адвокатами или добившиеся признания и финансового благополучия в другой области. Итон был своеобразной кузницей кадров для политического общества Англии. Школьники еще будучи подростками неплохо разбирались в делах государства и не боялись публичных выступлений. У них была уйма времени, чтобы поупражняться в этом: уроков задавали не очень много, так что ребята не просиживали часами за партой. В какой-то момент Итон практически разделился на две школы: те, кто поступил сюда на бесплатной основе — средний класс, дети рабочих, замеченные благодаря своему феноменальному интеллекту, сильно отличались от «платников», членов аристократических семей. Некоторые их последних, конечно, были очень даже хороши и добивались успехов в учебе, но в большинстве своем — это были богатенькие лентяи, которым не нужно было беспокоиться о том, сдадут ли они следующий экзамен. Их положение в обществе гарантировало, что отчисление невозможно, а будущее, в любом случае, будет радужным.
Поначалу большая часть учеников приезжала в Итон из Лондона или Южной Англии, но вскоре представители обеспеченных семей со всей Британии стали пытаться попасть сюда, как в одну из самых желанных школ страны. К примеру, однажды в Итоне появилось такое огромное количество мальчиков из благородных семей Шотландии, что в премьер-министр Гледстоун принял решение основать там собственную школу под названием Гленалмонд, где эти самые представители Шотландского бомонда могли бы учиться, не уезжая так далеко от дома. Усилия, понятно, успехом не увенчались, переплюнуть Итон ему не удалось.
Тем временем, Британские флаги один за другим появлялись на всех континентах: члены Правительства английских колоний все, как один, были выпускниками Итона, так что вскоре весть об уникальной школе облетела всю Британскую Империю. В 1880-х в Итоне появились первые ученики-иностранцы, это были сыновья индийского Махараджи.
В конце 19 века в программу обучения, наконец-то, ввели математику и другие точные науки в необходимом объеме. Итон все еще оставался во власти Английской церкви, но попытаться поступить туда теперь имели шанс и католики, и даже евреи.
Вплоть до 1960-х годов попасть в Итон было, в общем-то, не так уж и сложно. Для этого нужно было всего лишь иметь хорошие связи, интеллект тогда был делом десятым. Годовой курс обучения стоил примерно 10 000 фунтов на современные деньги. А это, кстати, даже меньше, чем просили в то время многие куда менее известные школы. Подавляющее большинство учеников Итона на тот момент составляли сыновья выпусников школы.
Именно тогда у школы появился новый директор. Энтони Ченевикс-Тренч существенно усложнил процедуру поступления. Теперь мальчики не могли попасть в Итон только потому, что здесь когда-то учился их отец. Конечно же, выпускники прошлых лет не обрадовались нововведениям и на веку Ченевикса-Тренча были организованы десятки, если не сотни протестов, но он уверенно шел вперед, внедряя все новые и новые реформы. Помимо всего прочего, он также поднял оплату за обучение и использовал эти деньги для того, чтобы улучшить оснащение учебных кабинетов. В 1967 году в Итоне появился первый чернокожий мальчик. Его звали Дилиби Онейама, он был сыном Нигерийского судьи из Международного суда в Гааге. Позднее Дилиби даже написал мемуары под названием «Негр в Итоне», где подробно рассказал о всех неприятностях и злоключениях, которые подстерегали его в этой элитной школе. Онейама и правда частенько подвергался различного рода оскорблениям, но известно наверняка — мальчика никто и никогда не бил и не издевался над ним.
Примерно с 1970-х среди индийских и китайских британцев начался повальный бум — все хотели поступить именно в Итон, руководство школы ничего не имело против — смешанные классы тогда были в большом почете. Кроме того, обучение в одном классе с иностранцами стоило дешевле, так что эту опцию могли использовать те, кто попал в затруднительное финансовое положение. Лишь одно обстоятельство обставалось неоспоримым — в Итон по-прежнему могли поступать только мальчики. В течение года ученики Итона участвовали в нескольких мероприятиях совместно с женской школой Святого Георга и Аббатством Уикомб, но, в отличие от множества других учебных заведений, школа так и не принимала девочек в свои классы.
Итон сегодня
Сейчас в Итоне учатся в том числе и русские, в основном это москвичи. Еще в 1990-х русский в Итоне был либо потомком эмигранта из России, сбежавшего из страны во время Октябрьской революции (как Дмитрий Толстой), либо результатом межнационального брака, когда британский джентельмен брал в жены русскую даму. Теперь же это самые настоящие русские, которые родились и живут в России.
В Итоне превосходный театр, сравнить его можно даже со знаменитым Лондонским Вест-Эндом. Здесь десятки спортивных площадок, тренажерный зал, корт для сквоша, пяток теннисных кортов и даже есть свой собственный легкоатлетический стадион. Также, на территории школы расположены два бассейна: крытый и открытый, и есть озеро, где проводятся соревнования по гребле, кстати, на Олимпийских играх в Лондоне гребцы совершали заплыв именно здесь!
Некоторые из зданий комплекса были построены еще в 15 веке, но они совершенно не выглядят на свой возраст.
Обучение в Итоне стоит порядка 31 000 фунтов в год. Признаться честно, это не самая большая цифра, среди всех Британских public school, причем, некоторые из них порой не имеют и половины того статуса, которым обладает Итон. Многим мальчикам разрешено оплачивать обучение не в полном объеме, но только если их финансовое положение действительно не позволяет им этого делать. Несмотря на то, что большинство выпускников Итона — миллионеры, отнюдь не все мальчики, обучающиеся здесь, сыновья из богатых семей. Некоторые их них являются классическими представителями среднего класса.
В школе проводятся десятки мероприятий, от соревнований по шахматам до парусных регат. Ежегодно в театре ставится несколько пьес, проводятся музыкальные концерты. Есть даже аналог российской военной кафедры — CCF (Combined Cadet Force). CCF обеспечивает военную подготовку учеников, правда, обучение проводится всего несколько уикендов в год, а участие в них совершенно добровольное. Таким образом, к CCF присоединяются всего около 25% мальчиков. Жаль, но мало кто мечтает стать военным в наши дни.
Часовня — это одна из самых великолепных исторических построек комплекса школы. Чаще всего ученики посещают ее утром. В течение года там функционирует школьный церковный хор и он поистине потрясающий, ребята даже записали несколько альбомов, которые, кстати, неплохо продаются.
Практически все учителя в Итоне — выпускники Оксфорда или Кембриджа. Большинство их них закончили университет с отличием, а некоторые даже получили докторскую степень. Текучки в Итоне практически нет, преподаватели работают тут годами, если не десятками лет. Среди них даже ходит шуточное высказывание, что однажды попав в Итон ты рискуешь остаться здесь до конца своей карьеры.
На данный момент около 40% учеников Итона — это дети выпускников или те, чьи родственники, посещали школу в прошлом. Всего лишь 10% — представители этнических меньшинств, а оставшаяся половина школьников — обычные британские граждане. Кстати, помимо русских, в Итоне немало также американцев и немцев, хотя по официальной информации здесь учится на порядок меньше иностранцев, чем во многих других британских школах.
Неудивительно, что у такого успешного учебного заведения есть и враги. Левое крыло британского Парламента считает обучение в Итоне дурным тоном и нередко использует этот аргумент в борьбе с Дэвидом Кэмероном, действующим премьер-министром Англии и выпускником Итона. Злые языки с удовольствием смакуют подробности неудач представителей Итонской диаспоры, брызгая слюной, смешанной с завистью и злобой. Важно понимать, что образование в Итоне не является гарантом получения хорошей должности, хотя бы только потому, что в Англии есть небольшая прослойка людей, которые намеренно дискриминируют итонцев. А у многих в головах все еще царит образ Итона как школы для богатеньких и глупых папенькиных сынков.
К своей чести, академические результаты учеников Итона просто поражают. Примерно чеверть из них без труда поступает в Кембридж или Оксфорд. По сравнению с 0,3% обычных британцев, которым это удается, цифра впечатляет! Итонцы также выбирают для дальнейшего обучения такие колледжи как Дарем, Эдинбург, Гарвард, Бристоль или Имперский колледж Лондона.
Многие мальчики, закончившие Итон, становятся банкирами или юристами, некоторые связывают свою судьбу с творчеством, играют на сцене или в кино, еще меньше тех, кто выбирает для себя дипломатическую или политическую карьеру. Сердце и душа Итона по-прежнему приналдежит Консервативной палате Парламента Англии, и Дэвид Кэмерон, нынешний премьер, один из лучших представителей диаспоры школы в большой политике. Еще один известный политик из Итона — Борис Джонсон, мэр Лондона.
Итон поистине уникален, с точки зрения своей истории, культурного и образовательного наследия, программ обучения, социальной адаптации учеников. Что же влечет туда бесконечный поток абитуриентов? Как считают сами итонцы — это внутренняя сила духа. Каждый англичанин знает, что бессчетное количество самых обычных мальчишек, получивших образование в Итоне, добились потрясающих результатов. И каждый хочет сделать так же. Выпускники Итона образуют между собой закрытый международный клуб, где всегда есть место дружескому общению, партнерству и взаимовыручке, а что самое главное, они умеют не останавливаться на достигнутом. Эти ребята всегда идут вперед, чего бы им это не стоило.
На фото премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон (второй слева во втором ряду) и действующий мэр Лондона Борис Джонсон (сидящий на ступеньках справа в первом ряду). Фотография сделана в 1987 году. Источник: https://www.myschoolphoto.org
автозагрузку