Главное не количество, а качество: интервью с Татьяной Корсаковой
Основательница благотворительного детского фонда «Добросердие», создательница линии спортивной одежды Vaara и дважды мама Татьяна Корсакова рассказала нам о своей новорожденной дочке Александре и разнице в подходах к беременности и рождению ребенка в России и в Англии, куда несколько лет назад переехала её семья.
Таня, хочу начать с конца, то есть с рождения вашей младшей дочери Александры, которой на днях исполнился месяц. Это была запланированная беременность или счастливая неожиданность?
Знаешь, когда мне люди говорят, что беременность стала для них сюрпризом и на вопрос о предохранении отвечают отрицательно, мне, как минимум, смешно слышать это от взрослых и образованных людей (смеется). В общем, возвращаясь к твоему вопросу: «Да, это было запланировано».
Твоя старшая дочь Варя уже достаточно взрослая, почему же вы так долго не решались на второго ребенка?
Дело не в том, что я на него не решалась… Мне было всего 24 года, когда я забеременела первый раз, при этом у меня самой есть сестра-погодка и мне всегда хотелось, чтобы между моими детьми была бОльшая разница в возрасте.
Я мечтала полноценно насладиться тем, как будет взрослеть мой старший ребенок, мне хотелось пройти с ней все важные этапы становления её личности. Я кормила Варю грудью 2,5 года, потом мы переехали в другую страну, у неё, как и у всех нас, проходил процесс адаптации, затем она пошла в школу… Мне не хотелось переключать свое внимание с неё на малыша, который обязательно его потребует в максимальном объёме и, поскольку я родила по нынешним меркам достаточно рано, мы как-то особенно и не спешили заводить второго ребенка.
Мы планировали, что разница между детьми будет лет 7-8, а в итоге я забеременела Сашенькой, когда Вареньке было 9. Все немного затянулось еще и потому, что мне не хотелось проводить беременность в состоянии стресса, с которым нам пришлось столкнуться во время нашего переезда.
А ты сестра старшая или младшая?
Старшая с разницей в год. И мне всегда говорили: «Ну ты же старшая! Ты должна понимать!» А что старшей, например – 8, а младшей – 7 и мы практически в одинаковой возрастной категории, не особо учитывалось. Я это страшно переживала.
А у Вареньки нет никакой ревности к сестре. Она понимает, что я должна кормить Сашу по требованию, что провожу с малышкой все ночи, из-за чего не отвожу ее по утрам в школу, как раньше. У меня не всегда есть время проверить Варины уроки и уделить ей время, но она спокойно ждет, пока я покормлю и освобожусь.
То есть у вас ни разу не возникало ситуации, когда бы Варя сказала: «Мама, ну побудь со мной!»?
Нет, ни разу, она действительно относится ко всему с пониманием
Ты доверяешь ей Сашу?
Да, я могу попросить Варю помочь, даю ей подержать Сашу на руках и поукачивать в коляске. Я стараюсь показать ей, что рождение малыша связано с трудностями, и она это уже осознает.
Как и в какой момент ты сообщила Варе, что ждёшь второго ребенка?
Варе было 9 лет, когда мы об этом узнали, а сказала я ей, когда срок был 12 недель. Её реакция была весьма неожиданной: «Мама, пожалуйста, только не братик!!! Мальчишки – они шумные и глупые! Зачем их вообще придумали?!» А на мой комментарий по поводу того, что её любимый папа тоже когда-то был мальчиком, она ответила, что папа – это совсем другое дело, и он сразу родился образцом для всех мальчишек (смеется).
А она просила когда-нибудь сестру?
До 7 лет ей было совершенно комфортно расти единственным ребенком в семье. Когда мы переехали в Англию, мы были невероятно погружены в то, чтобы адаптировать её к новой стране, новому языку, новой школе, новым друзьям. Пару лет, наверное, ушло на это. Хотя у Вари с года была английская няня, и язык у нее был очень хороший, но учится на английском ей все же было сложнее. Плюс ко всему в Англии дети с трёх лет уже ходят в школы и проводят там весь день с 8.20 утра и до 17.20 вечера, и так шесть дней в неделю.
Это обязательная программа во всех школах или у каждой школы своя тактика?
Варя ходит в частную школу, но такое расписание очень распространено. В Англии родители ЗА то, чтобы дети были очень нагружены. Например, моя племянница, живущая в Москве, заканчивает школу в 13.30. Сестра говорит, что дети там часто предоставлены сами себе, и если они не занимаются в бесконечных кружках, то начинаются компьютерные игры, соц. сети… Здесь детям реально некогда, понятно, что лет в 14-15 они все равно будут находить время для соц. сетей, но в 8, 9, 10 лет они очень нагружены и им просто не до гаджетов.
При этом Варя по выходным занимается ещё и гимнастикой.
И не только по выходным. Она профессионально занимается спортивной гимнастикой и играет в поло, с трёх лет в седле. Она очень спортивная девочка – папина гордость.
А что касается творческой части?
Она занимается пением и играет на рояле, у них в школе достаточно много каникул, и в это время она компенсирует свою загруженность.
А как ты поддерживаешь русское образование?
Варя 100% двуязычный ребенок. Мы дома разговариваем на русском языке, у нас русская няня. Варя читает и пишет по-русски, с ошибками, но пишет. Ругается, говорит, что не понимает, зачем мы заставляем её писать и читать, потому что у неё ещё в школе есть французский. Она считает, что достаточно говорить на языке, но мы надеемся, что в дальнейшем она поступит в колледж, где есть возможность сдавать ещё один иностранный язык, и тогда русский ей очень пригодится.
Никогда не знаешь, как сложится твоя судьба. Когда мы жили в России и к Вареньке в 1,5 года приехала английская няня, бабушки обвиняли меня в том, что я сошла с ума и издеваюсь над ребенком. В итоге в 2,5 года ребенок очень хорошо говорил на двух языках.
Сашу тоже так будете растить?
Я не знаю, как всё будет складываться дальше. Варенька до 5 лет жила в России, в русской среде, с русскими мультфильмами. Конечно, нам будет сложнее поддерживать тот уровень русского, который есть у Вари, но мы будем работать над этим.
Расскажи про роды и ведение беременности в Англии, как они организованы, насколько сильно всё отличается от России?
Сейчас, по сравнению с тем, что было 10 лет назад, когда я рожала Варю, в России очень изменилось отношение к процессу родов.
Англия – страна, где приветствуются естественные роды и кормление грудью или часто практикуется кесарево и искусственное вскармливание?
Мне кажется, что здесь придерживаются золотой середины. Врач, конечно, расскажет об огромной пользе грудного вскармливания и естественных родов, но если женщина пришла со своим видением, давить на неё никто не будет.
Задача местных врачей советовать и информировать, но решение всегда остается за мамой. Конечно, здесь приветствуется максимальная естественность процесса, но вот когда моя подруга, которая родила 8 месяцев назад, пришла и сказала, что не хочет рожать сама, возмущаться этим её решением никто не стал. Главное – спокойствие и уверенность матери, врачи помогут в любом случае.
В России считается , что беременность – это практически заболевание и будущую маму вокруг подстерегают сплошные опасности! Врачи будут пытаться найти, что в организме в данный момент не так, отчего тебя лечить. Сдали гормоны, сдали анализы – вроде всё нормально, но всё же попейте нош-пу, железо, магний B6…
Здесь, когда говоришь врачу про магний B6, на тебя смотрят, не понимая, как может магний влиять на тонус. Моя беременная подруга недавно сдала в Москве кучу анализов и попросила меня показать их результаты моему гинекологу, так вот её первый вопрос был: «А зачем ей все это назначили сдавать? Она не здорова?»
В России, как мне показалось, беременность – это стресс, поэтому ты не можешь в полной мере насладиться своим состоянием. Нельзя поднимать, нельзя вставать, нельзя ногу на ногу класть, нельзя заниматься спортом, ты постоянно в состоянии страха, что съел или выпил что-то из «запрещенного списка».
А в Англии приняты домашние роды?
Мне кажется, что поскольку сама беременность и роды тут протекают в более расслабленном режиме, то о родах вдали от врачей и больниц никто и не мечтает. Здесь это скорее находят безответственным, и я с этим согласна. Хотя моя акушерка, которая очень часто присутствует на домашних родах, говорит, что многое зависит от настроя мамы – если мама решила, что дома ей будет лучше всего, то чаще всего всё проходит нормально.
Но лично мне было гораздо комфортней от осознания, что я нахожусь в госпитале и, что если что-то пойдет не так, то группа врачей и оборудование рядом.
В клинике, где я рожала, были условия максимально приближенные к домашним. Это была комната, где звучало пение птиц, лежали маты, надувные мячи, даже был маленький бассейн, если маме захочется рожать в воде. Люди хотят быть дома, потому что не доверяют врачам и боятся больничных стен и палат. К сожалению, зачастую отношение и профессионализм медперсонала в России скорее отпугивает мам, чем вселяет уверенность в благополучном исходе.
Коляска – ограниченный выпуск Stokke® Xplory® Cobalt Blue в продаже эксклюзивно в ЦУМ (Москва) и ДЛТ (Санкт-Петербург)
А что касается педиатрии? В Англии к молодым мамам приходят на дом врачи?
Здесь приходит патронажная сестра и консультант по здоровью. Его присылают, чтобы выяснить нет ли у мамочки депрессии, как она себя ощущает после родов. Что мне очень нравится, так это то, что и на этом этапе никто на тебя не давит. Я сразу сказала, что не буду прививать Сашу, и никто на этом не настаивал. Конечно, мне рассказали обо всех плюсах и минусах, но решение осталось за мной.
А Варя привита?
Нет. Приведу пример из личного опыта, который в некоторой степени объясняет мою позицию по поводу прививок. Год назад, зимой Варя сильно кашляла, и врачи говорили мне, что это бронхит, а в результате бронхит оказался коклюшем. Оказалось, что в Варином классе была настоящая эпидемия и практически все дети переболели этим заболеванием, при том, что 90% детей были привиты от коклюша. Отсюда вопрос: в чем же смысл прививки, если дети все равно болеют? Причем удивительно, но факт – Варя перенесла болезнь легче многих.
Возможно, если бы я жила в стране третьего мира, где свирепствуют какие-то серьезные заболевания, я бы задумалась о прививках, но мои дети живут в нормальных условиях и в цивилизованном мире. Все говорят, что благодаря прививкам исчезли многие болезни, но никто не берёт в расчет тот факт, что это так же произошло благодаря гигиене и антибиотикам. А вот осложнений от прививок и противопоказаний к ним слишком много.
Забудем на некоторое время о детях и вернемся к маме. Что ты делала во время беременности для сохранения фигуры? Результаты, которые я увидела, меня просто ошеломили. Никогда в жизни не видела женщину через 10 дней после родов в такой форме!
Знаешь, я даже делала об этом отдельный пост у себя в блоге (смеется). Я занималась пилатесом.
Сейчас мы с моим тренером хотим записать специальную программу упражнений для мам. Я невероятно признательна ей за все. У меня в итоге был такой сильный пресс, что рожать оказалось намного легче, а когда я родила у меня практически сразу проглядывались на животе мышцы, даже через неделю их уже было видно. В этот раз у меня совсем не болела спина, я отлично чувствовала свое тело и могла легко делать то, о чем меня просил врач. Моим тренером была девушка, которая ведет курсы именно для беременных, а также специализируется на восстановлении после родов. Изначально эта методика возникла в Австралии, а сейчас она стала очень популярна и в Англии.
Сколько раз в неделю и в каком объеме вы занимались?
Я занималась каждый день, но не больше часа.
А какую-то диету ты соблюдала?
В первые три месяца беременности была просто катастрофа, мне постоянно хотелось селедки с кетчупом, и еще каких-то безумных вещей. Потом это прошло. А вообще, я четко понимала, что нужно мне и ребенку, и просто питалась здоровой и сбалансированной пищей.
То есть каких-то специальных ограничений во время беременности не было?
Нет. Разве что как и до беременности я не ела мяса.
А какие косметические средства ты использовала для ухода за телом?
Я очень люблю косметику Weleda и пользовалась ею всю беременность, а еще я начинала каждое утро с ложки кокосового масла натощак и пользовалась маслом для предотвращения разрывов.
Немного провокационный вопрос: ты бы сейчас вернулась жить в Россию?
Не думаю. Мы уже успели пустить здесь корни, а главное детям тут точно лучше. Учитывая политическую обстановку в России, здесь дышится комфортнее.
Расскажи, пожалуйста, о своих основных занятиях, помимо семьи и твоего блога и сайта.
Прежде всего это моя линия спортивной одежды Vaara и наш Фонд «Добросердие». Я их продолжаю развивать. Многие об этом не знают, но, на самом деле, оба эти проекта взаимосвязаны. 10% от всех продаж спортивной одежды, которую я создаю, идет на поддержку детей-инвалидов, которых опекает Фонд. Я не ощущаю себя дизайнером и не претендую на это, но это продолжение моего увлечения спортом и, в том числе, пилатеса.
Ну тогда последний и традиционный наш вопрос: двое – это окончательная цифра?
Нет, но сейчас об этом рано говорить. Даст Бог, мы хотели бы еще детей, но я люблю брать не количеством, а качеством (смеется). Думаю, мы вернемся к этому вопросу года через 3-4. Для меня очень важна моя личная самореализация, время, которое я могу посвящать каждому ребенку в отдельности и, конечно, время, которое я провожу только с мужем. Это очень важно для сохранения семьи.
Благодарим компанию Stokke® за помощь в проведении съемки.
автозагрузку