Путешествие в Суздаль
16 Апреля 2015

Гостиные ряды, где Бальзаминов

Отплясывал на свадьбе на своей.

Храм белый, зелень глав, и я отринув

Пристрастие к объёму площадей

Тобою Суздаль днесь дышу. Проулок

Изломистый, и медленно идёшь

К Кремлю. Тут, верно, город для прогулок.

Да нет, ты ощущений новых ждёшь.

Не зря церквей тут столько! – чтоб прорехи

Пространства никогда не разошлись.

И церкви восприемлешь будто вехи,

Сулящие сознанью сердца высь.

Александр Балтин

В продолжении своего микро блога работающей мамы (https://dochkimateri.com/documents/2067-mamam-bolshogo-goroda-posvyaschaetsya), решила поделиться с читателями впечатлениями от нашего маленького семейного путешествия.

Моя дочка сидела в гостиной, когда я, проходя мимо, увидела, как ребенок прилип к экрану телевизора. Шла ее любимая передача о проверке ресторанов и отелей в разных городах России. На этот раз объектом проверки стал Суздаль. Выдвигаясь в пятницу с работы, я задержалась, нашла рекомендованный отель и написала мужу.

Обычно на все мои безумные идеи, (а таких большинство), я слышу однозначное «нет». Но на этот раз наш папа не был столь непреклонен. Я заказала номер в отеле, который так понравился дочке. Предварительно допросив девушку на ресепшн обо всем, что может беспокоить маму, которая едет с ребенком в незнакомое место. Меня интересовала реальная погода, варианты питания, проветриваемость и отапливаемость номеров, температура воды и воздуха в бассейне, заполненность отеля на интересующие даты и мероприятия, которые там планируются. Так как отдых был семейный, и хотелось увезти семью подальше от шумной Москвы, необходимо было учесть все-все факторы комфорта. Ну и синдром перфекциониста наложил определенный отпечаток.

Итак, в субботу мы встали около девяти. Спокойно собрались и в 11.00 уже ехали в машине по направлению к Горьковскому шоссе. В Суздаль ведут две дороги. Щелковское шоссе нам совсем не приглянулось, так как путеводитель пугал плохим состоянием трассы, а вот Горьковское подходило вполне. Тех, кто планирует ехать по нему, хотим сразу предупредить: камеры стоят на каждых 200 метрах. Так что по хорошей дороге больше 80км/час ехать у вас не получится. Рекомендую запастись терпением и хорошей музыкой.

Панорама Суздаля

Мы доехали за 4 часа. Заправлялись, останавливались перекусить… и немного постояли на выезде из города. Когда добрались до Суздаля, невольно замедлили скорость. Нас покорили сказочные старинные фасады зданий. Деревянные. С резными ставнями. Разноцветные. И такие аккуратные! По городу ездили повозки с лошадьми и невероятной красоты экипажи. Отель мы нашли сразу.

Название его, с позволения редакции, я скрывать не буду. Это гостиница «Николаевский посад», которая принадлежит всемирно известной сети отелей Best Western. На ресепшн нас с улыбкой встретила приятная молодая девушка, вручившая нам карточки от номера в очень необычной объемной открытке. У каждого домика( в них располагались номера) была своя парковка, что облегчало нам задачу по транспортировке чемодана. Так как приехали мы относительно поздно, мы побросали все вещи в номере, сделали по нему пару кругов, тепло оделись и побежали смотреть достопримечательности.

Рядом с нами находился Спасо-Ефимовский монастырь. Я не буду подробно останавливаться на описании достопримечательностей Суздаля, так как скучной буклетной информации достаточно в интернете. Поделюсь лишь только некоторыми своими впечатлениями.

Экспозицию «Узники монастырской тюрьмы» открывает письмо к потомкам одной из заключенных:

«Я обращаюсь к вам, мои дети,

Внуки, правнуки, друзья…

Я прошу вас, я умоляю вас,

Я приказываю вам,

Я требую от вас, -

Не забывайте нас,

Брошенных в тюрьмы и лагеря.

Помните - о невинно замученных там,

И не прощайте нашим палачам,

Потому что этого простить нельзя».

Тема репрессий и тоталитаризма - болезненная тема для многих поколений. Стоит ли говорить о том, что с рождения и до самой смерти человек нуждается в семье, боится потерять своих любимых… Мы с дочкой были увлечены чтением писем политзаключенных. Удивительно, как слова, пронесенные сквозь время, написанные любящим отцом или скорбящим сыном, способны завладеть вниманием маленькой девочки. Эта тюрьма стала вынужденным домом для многих старообрядческих священнослужителей. В 1826 году в нее был заключен великий предсказатель Авель. А во время войны монастырь сделали лагерем военнопленных высших чинов итальянской и других иностранных армий.

Прогулка по палатам кремля и самому Кремлю

Суздаль встретил нас ветреной погодой, но это совершенно не помешало нам пройти достаточно большое расстояние по центральной улице Ленина, по которой, мимо сказочных фасадов проезжали необыкновенной красоты экипажи. Мы сели в голубую карету, и началась наша небольшая обзорная экскурсия по старому городу.

Город содержат в чистоте. Не только коммунальщики, но и сами жители следят за участками, прилегающими к домам. За лошадьми убирают, мусора нигде нет. В общем, гулять по городу - одно удовольствие. Можно смело идти, задрав голову и зевая по сторонам.

Так как время было уже позднее, мы попросили нашего кучера остановиться около Кремля и забежали в единственную работающую чайную. Где попробовали медовуху и наелись домашней еды. В Москве так нигде не готовят. Это особая кухня провинциальных городов. Особый трепет и внимание к гостям заведения, что мне, как начинающему путешественнику, отметить было особенно приятно. Приветливые официантки с удовольствием поведали нам историю своего города и помогли продумать маршрут нашей воскресной прогулки. Нам вызвали такси и мы поехали к себе в отель. Остаток вечера провели в бассейне и на расслабляющих процедурах, после попили чай и погрузились в крепкие объятья Морфея.

Утро началось, как обычно бывает в нашей семье, с моего раннего подъема. Я разбудила своих ворчащих путешественников, и мы пошли завтракать. Местом для завтрака стала «Опохмелочная» - чистый и колоритный ресторан на территории отеля.

Впереди был целый день открытий. Мы сели в машину и поехали в центр. Припарковались предусмотрительно подальше, чтобы иметь возможность прогуляться и ничего не упустить. Мы зашли во все монастыри, поговорили с матушками, сделали много открытий для себя и кое-что даже пересмотрели. Дочка стала задавать вопросы, на которые мы, к сожалению, порой даже не знали, что ответить. Они касались жизни, ухода из нее… и того, что происходит на небе. Терпеливые монахини с удовольствием рассказали нам различного рода истории и с улыбкой развеяли часть страхов и предубеждений, поселившихся в душе маленького гостя. За это им огромное спасибо.

До стен Кремля Изиду (маленькую и вредную девочку) довезла не менее вредная и маленькая пони Лиза. А в сам Кремль мы вошли уже с новым самокатом и с робкой мечтой о кокошнике, меховом жилете, тапочках и, кажется, о чем-то еще.

На завтраке в «Опохмелочной»

Синяя роспись Рождественского собора

Мы огляделись вокруг. Безумная красота. Белокаменный Кремль, весенний пейзаж, Рождественский собор с синими куполами. Внутри знаменитые западные ворота и необыкновенная синяя роспись. Собор стал местом упокоения святых, и с древнейших времён использовался как усыпальница князей и высших церковных иерархов Суздаля. Здесь похоронен сын Юрия Долгорукого - князь Святослав. Конечно, собор сильно изменился. Он неоднократно горел, затем реконструировался, но роспись сохранена с XIII века, храм действующий и в нем проводятся Богослужения, обряды венчания и прочее.

Все это прошу считать предисловием к основной мысли о том, что пора становиться ближе к корням. Узнавать историю своей страны. Не только читать, но и ездить, смотреть. Составлять собственное мнение и знакомить своих детей с их историей.

Без прошлого нет настоящего и будущего. Поэтому, когда в безумной суете больших городов мы стремимся покорить время, давайте не забывать дарить себе возможность останавливаться, оглядываться назад и черпать силы и мудрость из истоков…

…Не зная прошлого, невозможно понять подлинный смысл настоящего и цели будущего.